В Украине за последние 10 лет эпидемии холеры не регистрировались. Об этом свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Украины. Однако, возбудитель холеры в Украине выявляют ежегодно.
Наибольшие показатели заболеваемости, за счет возникновения вспышек, связанных с завозом холеры, регистрировались в Николаевской, Одесской, Херсонской, Запорожской, Донецкой областях и в Крыму.
Холерный вибрион (возбудитель холеры) обнаруживают в водоемах теплых украинских регионов каждое лето.
Источником заражения называют рыбу и морскую воду.
Холера (от латинского cholera) - острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями вида Vibrio cholerae. Характеризуется поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, сильной потерей организмом жидкости с развитием различной степени обезвоживания вплоть до шока и смерти.
Людей при обнаружении первых признаков холеры (высокая температура, рвота, диарея) необходимо немедленно госпитализировать.
По экологическому и санитарно-эпидемиологическому состоянию Черное море стоит в ряду наименее благополучных морей мира. Данное обстоятельство обусловлено не только внутриматериковым расположением, а значит и замедленным водообменом, не только загрязнением пресными водами, заносимыми речными стоками, но и в связи с интенсивным мировым судоходством и загрязнением моря с судов.
Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды.
Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, как это и происходит в портах.
Решение проблемы загрязнения Черного моря является не только национальной задачей, но и международной. Так, сегодня государственный санитарный надзор за всеми судами, в части природоохранных мер, осуществляется санитарно-карантинными отделами в портах Украины на основании действующих международных конвенций, ратифицированных Украиной и национальным санитарным законодательством:
1.МАРПОЛ 73/78 приложение № 4,5
2.СанПиН № 4631-88 «Охрана прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»
3.ГосСанПиН «Сброс с судов сточных,нефтесодержащих, балластных вод и мусора в водоемы» №199-97
4.Государственные санитарные правила для морских судов Украины.
5.Общеобязательные постановления порта о заходе и стоянке судов и др.
Международные конвенции и национальные правила имеют цель предупреждение и устранение существующего загрязнения морской воды, которое может привести к развитию интоксикации и снижению оздоравливающего эффекта морского водопользования населения, возникновению инфекционных, паразитарных заболеваний и кожно – раздражающего действия при использовании загрязненной морской воды для рекреационного, лечебно – оздоровительного и хозяйственно – питьевого водопользования, а также при использовании в пищу гидробионтов и рыб, накопивших вредные вещества и микроорганизмы по пищевым цепям.
Вышеуказанные документы предусматривают мероприятия и устройства на судах, обеспечивающие возможность выполнения мер по защите моря от загрязнения.
Существует несколько способов обеззараживания и уничтожения отходов на судах:
-измельчение или прессование мусора (с целью уменьшения объема), который собирается в контейнеры и сдается на береговые приемные сооружения;
-очистка и обеззараживание жидких отходов на установках очистки и обеззараживания сточных вод (УООСВ);
-термическая обработка отходов, производимая в инсинераторах, в результате которой не остается органической части.
В настоящее время на современных судах применяются УООСВ . Имеется несколько методов очистки и обеззараживания сточных вод, а именно:
-биологический – основан на создании и поддержании оптимальных условий существования и размножения бактерий, перерабатывающих содержащиеся в сточных водах вещества и продукты;
-физико – химический – основан на механическом отстаивании, коагуляции и обеззараживания стоков;
-комбинированный метод – позволяющий производить обработку судового мусора совместно с фекальными водами.
Вместе с тем применение УООСВ, требует от персонала судов определенной подготовки и знаний, проведения постоянного контроля за правилами эксплуатации установок, обеспечивающих качественную очистку стоков.
Все суда, независимо от национальной принадлежности и флага, обязаны доказать свое соответствие требованиям международной конвенции МАРПОЛ 73/78. В этой связи специалистами санитарно-карантинного отдела при приеме судов в обязательном порядке проверяется наличие Международного свидетельства о предотвращения загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, сертификат 5-летнего освидетельствования на судовые установки по очистке и обеззараживанию сточных вод, а так же данные о проведении ежегодного контроля качества работы УООСВ, проводится объективное обследование самой установки, устанавливаются технические характеристики, способ очистки и обеззараживания стоков.
При досмотре на каждом судне, в соответствии с международными правилами, контролируются все клинкеты прямого сброса, их закрытие и опечатывание, а в какое время и в каком месте проводился сброс сточных вод – по бортовому “Журналу операций со сточными водами”.
На судах, не предоставивших для контроля вышеуказанные международные документы, удостоверяющие качество работы УООСВ и при отсутствии специального накопительного танка, а так же при условии технической исправности оборудования, сотрудниками санитарно-карантинного отдела в обязательном порядке отбираются пробы сточно-фановой воды после очистки для лабораторного исследования.
Ежегодно в порт Южный прибывает более 1500 судов, из которых более 1000 – иностранных. Из принятых судов около 70% оборудованы УООСВ. С целью контроля качества работы установок в 2011 году было лабораторно обследовано 167 судов, из них по бак. показателям 51 проба не соответствовала требованиям СанПиН №199-97 и Государственным санитарным правилам для морских судов Украины. В каждом случае администрации судов давались предложения о запрещении сброса сточных вод после неудовлетворительной очистки с обязательным сбором сточных вод в накопительные танки с последующей сдачей стоков на специализированное судно-сборщик и предоставлением соответствующих справок в СКО при оформлении отхода.
По результатам лабораторного контроля эффективности работы УООСВ составлялись протоколы о нарушении санитарных норм на капитанов судов с последующим вынесением постановлений о наложении штрафа.
При наличии на судне только специальных сборных танков для сбора сточных вод, специалистами СКО устанавливается, в соответствии с нормативными документами, их объем, наличие на момент прихода количества сточных вод в танке, перекрытие клинкетов и их опечатывание судовой печатью, проводится расчет на количество экипажа и объема танков, определяется периодичности сдачи сточных вод на судно-сборщик.
В соответствии с национальным санитарным законодательством, судам с открытой фановой системой заход в порты Украины запрещен.
При средней стоянке судна 3-5 дней в порту, происходит значительное загрязнение мест водопользования и те существующие максимальные санкции, которые накладываются на администрацию судов, ни в коей мере не сравнимы с ущербом наносимым экологии и здоровью граждан Украины.
Также в рамках проведения мониторинга за судовыми балластными водами, сбрасываемыми в акваторию портов Украины, а также с целью предупреждения контаминирования акватории портов проводятся отбор и исследования балластных вод на судах, прибывших в порт Южный. Так только в 2011 году было обследовано 586 судов, из них 55 проб отобрано на судах прибывших из портов стран, в которых регистрируется холера. По данному разделу надзора создан банк данных, проводится постоянный анализ полученных данных.